Сколько лет нужно учиться в школе: мировой опыт от Японии до Эстонии

Сколько лет нужно учиться в школе: мировой опыт от Японии до ЭстонииВ Узбекистане назревает реформа среднего общего образования: вместо системы школа-колледж республика может вернуться к 11-летнему образованию, чтобы не прерывать учебный процесс в самом сложном для подростков возрасте

ТАШКЕНТ, 20 июн — Sputnik, Антон Курилкин. Руководство Узбекистана запустило массовое обсуждение будущего среднего образования — стоит ли возрождать 11-летнее обучение или же лучше оставить схему 9 лет школы плюс 3 года лицея.

Официально это сделано для обеспечения непрерывности образовательного процесса, для того, чтобы оградить школьников от стрессов от смены коллектива при переходе в колледж или лицей. Корреспондент Sputnik Узбекистан разбирался, даст ли новая система результаты.

В последние семнадцать лет исследованием качества образования в мире занимается Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — PISA.

Суть исследования очень проста: несколько сотен тысяч учеников из нескольких десятков стран (год от года участников все больше) пишут тест и решают задачи. Результаты теста оцениваются по трем предметам: математика, чтение, естественные науки.

Помимо этого, измеряют адаптацию детей мигрантов, половое равноправие в школе и социальный фон при обучении.

Согласно последним результатам, в десятке лучших стран — Сингапур, Япония, Эстония, Тайвань, Финляндия, Канада, Вьетнам и некоторые регионы Китая (из-за размеров страны и населения провинции Китая участвуют как отдельные участники).

Во второй десятке стран — Южная Корея, Новая Зеландия, Словения, Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Ирландия и Бельгия.

Из постсоветских стран помимо Эстонии участие в программе принимают Латвия (31-е место), Россия (32-е место), Литва (36-е место) и Грузия (60-е место).

Финско-вьетнамские секреты

В десятке стран-лидеров рейтинга школьные системы очень разные: где-то ученики меняют за время учебы несколько школ, где-то учатся всего 9 классов.

В Финляндии маленькие классы (до 16 человек) и постоянный процесс самосовершенствования, а также небольшой объем домашнего задания, в Японии иная ситуация: большие классы до 30 человек и сумасшедшая загруженность школьников — до недавнего времени в школах была шестидневная учебная неделя.

Во Вьетнаме, самой бедной стране в рейтинге, строгий отбор учеников и необходимость обязательно сдавать переходные экзамены, в Эстонии — электронные тесты и перевод из класса в класс по результатам учебы в году.

Объединяет все эти страны одно — высокий уровень преподавателей. Во всех странах, вошедших в десятку лучших, педагоги получают зарплату, превышающую среднюю — разница зависит от экономических возможностей.

Недостатка в учителях тоже нет: например, в Финляндии конкурс на должность учителя — 6,6 человека. В Корее учителей набирают из 5% лучших выпускников вузов.

Высокие требования предъявляются и к знаниям педагогов: во всех странах обязательно наличие высшего образования (в Финляндии и вовсе требуется магистерская степень).

Отличает эти страны и серьезный подход к контролю качества знаний: помимо контроля за успеваемостью и посещаемостью, ученики сдают промежуточные экзамены для перехода на следующую ступень образования.

При этом время обучения в школе примерно одинаковое: ученики проводят в стенах учреждений среднего образования около десяти лет. В Сингапуре, школьная система которого признана самой лучшей, 4 года отводится на начальную школу — после этого дети сдают тест и их распределяют по четырем направлениям средней школы, где они проводят еще 4 или 5 лет. На этом курс школьного образования заканчивается.

Японские школьники проводят за партой 12 лет — 6 лет в начальной школе и по 3 года в средней и старшей школе. Несмотря на то что старшая школа не является обязательной ступенью, 94% детей поступают и успешно заканчивают этот курс. В Эстонии так же принята 12-летняя система школьного образования: 9 лет обязательной школы и еще 3 года нужно отучится для поступления в вуз.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во время посещения ташкентской школы №78 поручил в качестве эксперимента организовать в этом учебном заведении 11-летнее общее образование, чтобы на основе опытных классов принять в дальнейшем решение о реформировании всей школьной программы.

В настоящее время в Узбекистане действует двухступенчатая система основного среднего образования: девять лет в школе плюс три года в лицее или в колледже. Затем юноши и девушки могут продолжить свое обучение в институте или университете.

This entry was posted in Средняя школа сколько классов and tagged , . Bookmark the <a href="http://school78-kras.ru/skolko-let-nuzhno-uchitsya-v-shkole-mirovoj-opyt-ot-yaponii-do-estonii/" title="Permalink to Сколько лет нужно учиться в школе: мировой опыт от Японии до Эстонии" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.